23.10.2020 / 03:06

Вирус герпеса IV типа распространяет рак по всему организму

Вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ) - вирусная инфекция из семейства герпесвирусов (вирус герпеса IV типа). ВЭБ чаще всего попадает в организм человека воздушно-капельным путем, при тесном физиологическом контакте (поцелуе, половом акте), переливании крови и трансплантации костного мозга. Эта разновидность герпесной инфекции, как и многие другие, присутствует почти у всех людей. Правда активный ВЭБ вызывает не только "лихорадку на губах", но и более агрессивные системные заболевания, такие как рак.

Многочисленные исследования ученых из множества стран подтверждают, что при поддержке ВЭБ происходят злокачественные трансформации инфицированных клеток организма. Учеными доказано, что такие виды рака, как рак носоглотки, гортани, кровеносной системы, почек, половых органов и нервной системы зачастую связаны с вирусом Эпштейна-Барр. А в некоторых исследованиях подтверждено, что вирус Эпштейна-Барр является онкогенным вирусом.

Механизм действия ВЭБ заключается в том, что белок LMP-1, входящий в состав вируса, не только блокирует апоптоз (смерть клеток), но и помогает патогенным клеткам расти, размножаться и даже мигрировать. На молекулярном уровне больные клетки не совершают самоубийства, благодаря чему и развивается рак.

Одна из мишеней, которую активизирует вирусный белок - рецептор эпидермального фактора роста (EGFR). Этот рецептор оказывает на клетку такое же воздействие, как и вирусный протеин LMP-1. То есть, вирус Эпштейна-Барр провоцирует и поддерживает онкогенез в организме жертвы двусторонне - благодаря своему белку LMP-1 и посредствам клеточного белка EGFR.

Если EGFR благодаря своим функциям запускает онкогенез, то LMP-1 (помимо выше указанных функций) блокирует клетки иммунной системы и поддерживает ангиогенез (формирование и рост новых сосудов), создавая благоприятные условия для роста и развития опухоли.

Микробиологи и иммунологи из университета Северной Каролины в Чепел Хилл попытались разобраться с этиологическими тонкостями и пусковыми механизмами вирусного рака.

В ходе эксперимента ученые исследовали ВЭБ-инфицированные клетки назофарингеальной карциномы (рак носоглотки). Оказалось, что в сыворотке крови пациентов с вирусным раком присутствует повышенное количество экзосом (в здоровых тканях переносит питательные вещества и мРНК) с вирусным белком и рецептором эпидермиального фактора роста. Биологи нашли несколько "конечных станций" экзосом. Ими оказались клетки эпителия (ткань, выстилающая поверхность тела и полости органов), эндотелий (клетки просвета вровеносных сосудов) и фибробласты (соединительная ткань). Как и предполагалось, содержимое экзосом (вирусный белок и рецептор) стимулировало рост и размножение сосудов и раковой опухоли, фактически запускало онкогенез.

Более того, ученые обнаружили, что экзосомы переносят еще и вирусную РНК. То есть, заражают здоровую клетку. Причем, инфицирование (а, значит, и последующее развитие опухоли) может происходить на достаточном удалении от самого очага инфекции.

"В следующих экспериментах мы попытаемся выяснить, как вирус узурпирует экзосомы, и постараемся нарушить механизм ракового инфицирования", - сообщают исследователи в своей статье в журнале PNAS Cell Biology.

Вирус Эпштейна-Барр